Курсы Проектная деятельность

понедельник, 8 декабря 2014 г.

Планшеты, смартфоны на уроках и дома: польза или вред для школьника?

Информатизация образования и активное применение мобильных устройств дома и в школе – новый этап в развитии учебного процесса и системы образования в целом. Перемены всегда воспринимались и будут восприниматься неоднозначно. Каждое нововведение найдет как сторонников, так и тех, кто выскажется «против». Но мы уже успели вступить в эпоху активной компьютеризации и мобилизации, поэтому важно осмыслить возможности и оценить результаты, к которым приведут новые технологии в образовании.
Над этим работают многие исследователи, среди которых и Борис Ярмахов, автор книги «1 ученик: 1 компьютер» - образовательная модель мобильного обучения в школе».
В своей книге Борис Ярмахов рассказывает о том, как можно использовать мобильные технологии на уроках в школе и дома, анализирует опыт их внедрения в России и зарубежом.
- Почему школьникам важно использовать компьютер на уроках? Ведь, на самом деле, компьютеры и мобильные устройства есть дома у каждого, и дети едва ли не с раннего детства начинают разбираться в технике?
- С одой стороны, совершенно очевидно, что процесс образования происходит не только в школах. 
Границы образования раздвинулись, оно связано с самыми разными областями человеческой жизни. Сегодня дети просто учатся с помощью компьютеров - надо принять это как данность. Школе же нужно бежать очень быстро, чтобы попадать в темп современной жизни.
- В своей книге «1 ученик: 1 компьютер» - образовательная модель мобильного обучения в школе» Вы описываете особый подход к обучению. Расскажите коротко, в чем он заключается? 
- «1 ученик : 1 компьютер» - это некая образовательная ситуация, в которой учебный ноутбук, подключенный к беспроводной сети, служит основным инструментом обучения школьника. Это универсальное устройство позволяет ученику получить опыт моделирования, наблюдения и взаимодействия. Основная цель концепции – мобильный доступ к образовательным ресурсам и индивидуальный подход к обучению с применением современных технологий.
- Могу сказать больше - я, да и не только я, все мы живем в ситуации, когда эта модель проникает во все сферы нашей жизни, а не только в образование.
- Совершенно точно! Компьютер уже давно стал помощником и рабочим инструментом, а также средством, обеспечивающим доступ к информации и коммуникации для всех, а не только для тех, чья работа связана с компьютерными технологиями напрямую. Поэтому, вне зависимости от того, как мы, люди образования, будем относиться к этому, наши школьники будут приносить на уроки смартфоны и планшеты, студенты будут приходить на лекции с ноутбуками, и на это необходимо делать поправку. Учебный процесс поменялся очень сильно даже из-за самой возможности того, что у учащегося может быть доступ к сети и ее ресурсам. Естественно, даже в рамках одной образовательной системы отношение к этому разное. Кто-то ностальгирует по “старым добрым временам”, делая вид, что ничего этого не происходит. Кто-то пытается разобраться с тем, как действовать в этой новой ситуации.
- Есть ли опасность в том, что дети постоянно занимаются с компьютером? Начинают использовать его везде, в школе и дома. Насколько это полезно? Какой вред это может принести ребенку? Как его уменьшить? 
- Компьютеры, планшеты, смартфоны и другие мобильные устройства содержат пользу или вред для школьника в той мере, в какой пользу или вред содержат молотки, гвозди, тюбики с клеем и розетки электрической сети. Все перечисленное - это инструменты, которые можно использовать примерно миллионом способов во благо школьников и ровно таким же количеством способов - во вред ему. Все перечисленное - это элементы жизни современного ребенка и подростка. Что именно они этому ребенку или подростку будут приносить, зависит целиком от взрослого - учителя или родителя, который может на эту среду влиять. Для того, чтобы сделать пользу максимальной, а вред - минимальным, учитель может сделать только одно - быть хорошим учителем.
- Вы сами становились участником занятий с применением модели «1:1»? Видели как это работает на практике? (В России, зарубежом).
Мне не раз приходилось и наблюдать и самому участвовать в уроках, на которых учащиеся имели возможность пользоваться своими мобильными устройствами. Было это в США, Канаде, Австралии и, что еще более отрадно - во многих городах нашей страны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий